Павел Фигуров прокомментировал для журнала ACQ положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства».

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» был подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым 7 ноября 2011 года.

Закон затрагивает сразу две важнейшие темы для российских судостроителей и судовладельцев — поддержка судостроения и устранение недостатков Российского международного реестра судов (РМРС).

В целом Закон носит положительный характер, но в то же время содержит ряд спорных моментов, которые вероятно будут устранены в будущем.

В целях поддержки судостроения Закон предоставляет ряд льгот судостроительным и судоремонтным предприятиям, имеющим статус резидентов промышленно-производственных экономических зон, таких как освобождение от уплаты налога на землю и налога на имущество.

Реализация таких положений сможет снизить стоимость постройки и ремонта судов на российских верфях, что позволит судостроительным предприятиям на равных конкурировать с зарубежными предприятиями. Однако, необходимо отметить, что отрасль судостроения сдерживается также нежеланием российских банков предоставлять кредиты на постройку судов на российских верфях на приемлемых условиях. Так в настоящее время, кредиты, предоставляемые российскими банками, имеют ограниченный срок (от 5 до 7 лет) и высокие процентные ставки (более 10 % годовых).

Закон также предусматривает предоставление особых льгот судам, построенным на российских верфях после 1 января 2010 года (регистрация таких судов в РМРС, причем не только морских, но и речных судов, а также судов типа «река-море», разрешение таким судам совершать каботажные перевозки, а равно освобождение от налога на прибыль операций в отношении каботажных перевозок, осуществляемых такими судами).

Несомненно, предоставление дополнительных льгот для новопостроенных судов может стимулировать судовладельцев на размещение заказов на постройку судов на российских предприятиях и регистрацию таких судов под российским флагом, но в то же время, представляется, что регистрация всех новопостроенных судов именно в РМРС является неверной.

Регистрация же в международном реестре всех судов, построенных после 1 января 2010 года (в том числе, речных), которые не обязательно будут совершать международные перевозки, противоречит смыслу международного реестра и расходится с международной практикой таких реестров.

В результате можно сказать, что Закон затрагивает действительно важные темы и предусматривает ряд положений, которые могут существенным образом повлиять на состояние судостроительной отрасли и привлекательность РМРС, но при этом, необходима доработка ряда его положений. 

Источник:  Журнал ACQ, январь — февраль 2012 г.